Российский судостроитель: профессия «моряк» тоже уходит в прошлое!

Российский судостроитель: профессия «моряк» тоже уходит в прошлое!

Российский судостроитель: профессия «моряк» тоже уходит в прошлое!

Тема вовсе не из области «научной фантастики»: судно без экипажа по типу самолетов-беспилотников — вот реальность завтрашнего дня, убежден руководитель Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. И тема эта — не только про научно-технический прогресс, но и про российский рынок труда, интерес к которому обострился в связи с горячими новостями про правительственные планы повысить пенсионный возраст…

В интервью «России 24» руководитель отечественной судостроительной компании (а это не какой-то там забугорный эксперт!) заявил, что подобные корабли с минимумом экипажа появятся уже в ближайшее время, а людям предстоит «сосредоточится на интеллектуальном труде». По словам Рахманова, сейчас наблюдается общемировая тенденция на сокращение членов экипажа на судах, в частности, механики и матросы заменяются устройствами с удаленным управлением. Задача человека на данном этапе — добиться, чтобы автоматика работала безукоризненно.

  • Кстати, ранее глава правительства РФ Дмитрий Медведев подписал пять распоряжений о «дорожных картах» Национальной технологической инициативы. Это «Технет», «Аэронет», «Автонет», «Нейронет» и «Маринет». Последняя как раз касается судовождения, в том числе внедрения в России судов без экипажей. То есть — правительство стремится «шагать в ногу со временем» (и правильно делает, от прогресса нельзя отставать!)

Но вернемся к нашим баранам. В своем интервью Алексей Рахманов откровенно высказался, что автоматизация на флоте позволит снизить расходы, поскольку сейчас до 40% стоимости фрахта составляет оплата экипажа.

И это совершенно логично с точки зрения экономики и бизнеса: морские и речные грузоперевозки — это услуга, она оказывается в условиях конкуренции, чем ниже ее цена — тем привлекательней она на рынке. А уж на морях-океанах — российскому флоту есть с кем соперничать! Значит, надо снижать издержки, на фонд оплаты труда: робот, он есть-пить не просит, в отличие от морячка (которому еще и семью на берегу кормить надо). Но позвольте, если речь идет о предстоящем сокращении работников (плавсостава) — то откуда возьмутся отчисления с зарплат в ПФР? (Ради решения этих проблем Пенсионного фонда и затевается нынешняя реформа, с повышением пенсионного возраста). Это во-первых.

А во-вторых, смотрите: речь идет о предстоящем в будущем неминуемом сокращении плавсостава, это всего одна отрасль — флот. Но не одна же она испытывает влияние научно-технического прогресса, испытывает потребность сокращения затрат на человеческий труд! Подобную ситуацию можно обнаружить в десятках других отраслей… Так откуда же возьмутся рабочие места — и для вступающей в жизнь молодежи, и для «несостоявшихся пенсионеров», которым высочайше будет указано «поработать подольше»? Явная логическая нестыковка (а ведь автоматизация — это всего лишь один из факторов, влияющих на рынок труда, есть и просто неблестящее положение дел в экономике, где создание новых рабочих мест — редкий праздник…)

Мы уже писали про фактор прогресса в связи с тревогой за доходы населения: искусственный интеллект неуклонно вытесняет людей с рынка труда. И это касается не только и не сколько России — проблема затрагивает прежде всего развитые страны, в кругу которых наша страна хочет оставаться. Неоднозначно (без восторга — но и без паники) относятся к открывающимся перспективам европейцы… Думают, прикидывают — как жить дальше.

А мы готовы — ответственно планировать стремительно меняющееся будущее? Что-то не похоже!

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Новости СМИ2